Культурная составляющая национал-большевизма
Учитывая планетарный масштаб такого явления как национал-большевизм, и понимая, что национал-большевизм - это самое авангардное мировое политическое движение, тем не менее, мы будем рассматривать его культурную составляющую в контексте деятельности Национал-Большевистской Партии России (с 1994 г. по наши дни). Напомним, что национал-большевизм возник на базе крайне левого и нонконформистского фланга европейских национал-революционеров. Его крупнейшие идеологи русский Устрялов, немец Никиш и бельгиец Тириар. Он сочетает в себе максималистский национализм имперского типа с экстремально социалистической тенденцией в экономике. Он основан на доминации личности спартанского типа, на революционном героическом стиле и геополитическом континентальном сознании. Он объединяет все самое крайнее, что было в фашизме и коммунизме. Это парадоксальное сочетание жесточайшей психологической дисциплины с полной духовной свободой, это глубинное слияние гиперконсерватизма с гиперреволюционностью. Он аппелирует к массам и превозносит Сверхчеловека. Он парадоксален и противоречив, как сама реальность, но при этом он единственно верен, адекватен и логичен. Национал-большевизм неизбежен, как неизбежна жизнь и смерть. Для начала определим понятие "культура". Вот какое определение дает "Советский энциклопедический словарь" (изд. "Советская энциклопедия" Москва 1984 г.): Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей). Это, так сказать, общее определение культуры. Чтобы двигаться дальше, мы должны отметить, что НБП возникла, в общем и целом, на базе контркультурной среды (давать определение понятию "контркультура" мы здесь не будем, скажем лишь, что одновременно существуют, так называемая "официальная" культура и контркультура (культура, противопоставляющая себя официальной)). Все отцы-основатели и вождь НБП Эдуард Лимонов, и Александр Дугин, и Егор Летов были людьми из мира искусства, ну, а Тарас Рабко дружил со многими людьми искусства и, следовательно, также имел отношение к контркультурной среде. Сергей Курехин не был отцом-основателем НБП, но стоял у истоков образования партии. И все это не случайно, а закономерно, так как политика и искусство никогда не будут существовать отдельно, а самые чуткие, честные и достойные из художников (творцов, людей искусства) будут приходить в интересный и непредсказуемый, торжественный и суровый мир чувственной, именно чувственной, политики и ангажировать себя определенным образом на политической арене. А мир чувственной политики, в свою очередь, предлагает пришедшему в него свои идеологии, которых, естественно, немного: идеология коммунистическая (она не сводится к марксизму, но вмещает в себя все "коллективистские" социальные доктрины) и идеология националистическая (фашизм или национал-социализм), основанная на экзальтации идеи Родины и Нации либо предлагается синтез этих двух идеологий. Ну, а куда еще податься по-настоящему творческому человеку как не в коммунизм или фашизм или в различные вариации одного и другого. Масса исторических примеров подтверждает этот тезис (итальянские футуристы пришли в фашизм, французские сюрреалисты в компартию Франции, русские футуристы к большевикам). Люди искусства как шли, так и будут идти в НБП, так как НБП дает им мечту, ориентацию на героизм, на бунт, на сверхчеловека; от партии в художника вливаются новые мощные энергии, и окружающий мир предстает в новом свете. Круче национал-большевизма может быть только смерть. Радикальнее этого авангардного политического и эстетического движения нет в России и ничего не будет. Альтернативой же чувственной политики выступает скучная политика менеджеров-управленцев, которые исповедуют демократическую идеологию (либерализм или капитализм). В этом мире художнику делать абсолютно нечего, он всегда будет здесь чужой, если это конечно настоящий художник. Демократия ориентируется на среднего человека. Средний человек искусство не интересует. И сегодня, когда наблюдается процесс крушения иллюзий людей искусства по поводу демократии, самые достойные художники, как минимум, дистанцируются от этого невыносимо тоскливого, неромантичного строя. Ни для кого не секрет, что колоссальное количество людей пришло в НБП, именно благодаря людям искусства, благодаря их творчеству, их идеям, их интересам, их художественным вкусам и пристрастиям, взглядам на жизнь (разумеется, людей привлекала и идеология национал-большевизма). Личность Лимонова, его жизнь и его книги, на начальном этапе развития партии личности и творчество Дугина, Курехина, Летова, отчасти Ревякина и других деятелей искусства, вступивших в НБП, журнал "Элементы" и газета "Лимонка" (сами по себе являющиеся произведениями искусства), несколько позже акции "прямого действия" (лучшие из которых также являются произведениями искусства, своего рода перформансами), вот что приводило, и приводит до сих пор людей в НБП. Наибольшую пользу из рок-музыкантов принес НБП Егор Летов (членский билет N4), лидер группы "Гражданская оборона", рекрутировав в партию значительное количество меломанов. Чтобы не повторяться, мы не будем давать подробную характеристику личности, жизнедеятельности и творчеству Егора Летова (обо всем этом говорилось и писалось уже не раз), а просто приведем пример нескольких его высказываний по поводу жизни и творчества, чтобы понять, что привело художника такого масштаба как Летов в НБП: "Мы сознательно отдаем себе отчет в том, что наша музыка и наша культура несут в себе принципы агрессии. Агрессия представляет собой самое яркое, самое ясное, самое точное проявление жизни вообще. Жизнь - это некий полигон, где взаимодействуют две силы - черная и белая, смерти и жизни, холода и огня. Жизнь человека - испытание на этом поле. На жизненном "поле экспериментов", где существует возможность победы только одной из сторон, агрессия представляет собой единственный способ остаться в живых, сохранить звание Человека, победить. Жизнь, таким образом, это агрессия. Любая настоящая поэзия - это агрессия. Маяковский - это агрессия, Введенский - это агрессия, Рембо, Бодлер - это агрессия, Лимонов - это агрессия. То, чем мы занимаемся в музыке - это агрессия, это победа, это наступательный масштаб. Что такое творчество? Творчество - это тотальная революция, это изначальная война против энерции и энтропии, творчество носит сверхсознательный, революционный характер". (Из интервью журналу "Элементы"). Еще одним крупнейшим человеком искусства, пришедшим в НБП, был, конечно же, гениальный Сергей Курехин (членский билет N 418). В рамках данной работы, мы также не будем подробно останавливаться на его личности, творчестве и судьбе, просто для понимания того, что привело Сергея Курехина к идеологии национал-большевизма и непосредственно в НБП, приведем здесь некоторые из его высказываний:
к вопросу о фашизме
"Фашизм присутствует во всех явлениях культуры. Можно рассматривать любое явление культуры как "начинающийся фашизм", "задавленный фашизм", "явный фашизм", "фашизм отрицающий фашизм" и пр. Все несет в себе зародыш фашизма. А под фашизмом в чистом виде я понимаю романтизм. Если доводить романтизм до логического конца, он приводит к фашизму. Если вы романтик по ощущениям - вы должны обязательно остановиться. Иначе будете фашистом. Либо следовать до конца и становиться фашистом, либо отрицать романтизм". (Из интервью журналу "Элементы", озаглавленному "Если вы романтик - вы фашист"). Ну конечно же, Курехин подразумевал под "фашизмом" не некую тоталитарную идеологию, а скорее воспринимал фашизм как "стиль", с некоторыми его "стильными" определениями, на которые он и ориентировался:
1. Фашизм следует отличать от тоталитаризма в чистом виде (фашизму свойственен индивидуализм).
2. Фашизм не тождественен национал-социализму (Германия 1933-1945 гг.). Фашизм тяготеет к авангардным и стремительным решениям, к индивидуальному героизму и ничем не ограниченному поиску. То есть, фашизм неразрывно связан в эстетике с авангардом и модернизмом.
3. Фашистский пафос состоит прежде всего в революционном ниспровержении привычных норм.
4. В сфере этнической политики для фашизма не характерен расизм во всех его формах.
5. Фашизм не является буржуазным явлением. Нет ничего более отвратительного для фашиста, чем "дух капитализма", чем "протестанская этика", из которой этот дух проистекает. Фашистская идея может иметь пролетарский или аристократический полюса, но тот и другой обязательно противостоят "капитализму".
(Журнал "Элементы", статья "Фашизм как "стиль"", на основе исследования немецкого историка Армина Мелера)
по поводу социализма
"Я в последнее время много путешествую и мне приходится часто сталкиваться с миром капитализма. Это ужасно. Возникает щемящее чувство, и ты начинаешь понимать, что социализм - это то, что может противостоять капитализму. Вообще, капитализму может противостоять все, что угодно. Но раз у нас в стране так исторически сложилось, что именно социализм противостоит капитализму, то зачем нам отступать от этой модели, надо лишь наполнить понятие "социализм" новым содержанием" (из телевизионного интервью). Когда Курехин рассуждает о "социализме" и говорит, что "социализм все равно победит", он подходит к этой идеологии с позиций художника, творческого человека и корни такого подхода следует искать, как нам кажется, в гениальном эссе Оскара Уайльда "Душа человека при социализме", так что курехинский социализм - это, несомненно, "социализм по Уайльду".
по поводу национал-большевизма
На вопрос журналиста: "вы действительно заодно с Эдуардом Лимоновым и Александром Дугиным", Сергей Курехин кратко ответил: "да, я с ними".
Еще одним крупным представителем культуры, имевшем в свое время отношение к НБП, является Дмитрий Ревякин, лидер группы "Калинов Мост". Группа "Калинов Мост" как никакая другая группа адаптировала рок на русской национальной почве и воплотила многовековой эстетический опыт народа в средствах выразительности своего жанра. Протест и трогательный пафос, язык русских символов, метафизичность поэзии - вот что характеризует данную группу, и также хочется отметить, что песни Ревякина, были и остаются по сей день вне такой условности как время, т.е. творчество группы носит вневременной характер. В сфере религиозных тяготений Ревякин парадоксально христиано-язычник. Но ни язычников, ни православных этот симбиоз не должен отвращать, ведь речь идет не об экуменизме как вероисповедании. Просто в песнях группы "Калинов Мост" огромный культурный пласт, накопленный Русью ведической, спаян воедино с духовно-нравственным опытом Руси христианской. Ну, а то как и почему Ревякин отдалился от партии, так это его персональное безумие. В истории, мифах и легендах НБП ему найдется свое место. Мы привели лишь три конкретных примера, намеренно не стали касаться личности и творчества вождя НБП Эдуарда Лимонова, а также не стали разбирать личность и поведение Александра Дугина, т.к. в рамках данной работы это не обязательно, обо всем этом сказано и написано немало. Как нам кажется, для того, чтобы понять какого уровня творческие люди шли и идут в НБП, какая система ценностей формируется у нацболов под их влиянием, необходимо обратиться к газете "Лимонка", печатному органу НБП, которая наилучшим образом отображает культурную составляющую идеологии национал-большевизма, идеологии, исповедуемой Национал-Большевистской Партией. В первых номерах газеты принимали участие, писали статьи, очерки и стихи Лимонов, Дугин, Летов, Паук (группа "Коррозия Металла"), Могутин, группа "Че Данс" (позднее переименованная в "Запрещенные Барабанщики"), Головин, Степанцов (группа "Бахыт-Компот"), Наталья Медведева, отлично смотрелись картины Лебедева-Фронтова, рисунки К.Охапкина, фотографии других мастеров; отдельно хочется сказать о том, что гимн НБП написан Дмитрием Шостаковичем, внуком великого композитора. Со временем появлялось все больше новых интересных рубрик, таких как "Revolutionary music news", где рекламировались такие группы как Laibach, Rammstein, Marlin Manson, ГО, ДК, Башлачев, НОМ, ИПВ, "Банда Четырех", CD с советскими песнями, различные панк-группы (Sex Pistols, Exploited, Х.З., ЗАИБИ), другие группы, которые любят Эволу, Лавкрафта, Майринка, Кроули, Гвидо фон Листа, группы, проявляющие похвальный политический активизм. Появилась рубрика "Смачно помер" с забойными историями, "советы Мальдорора", "книжная полка "Лимонки"", "видео в "Лимонке"", "парад кошмаров" и другие замечательные рубрики. Во всю рекламировались книги Лимонова, книги Дугина и интеллектуальный журнал "Элементы", в одном из интервью которому Лимонов называл свой пантеон: "Когда мне предлагают назвать свой пантеон, т.е. личностей на которых я ориентировался в моей жизни и философии, я называю и Селина, и Мисиму (хотя Селин был "тотальный пессимист", я же сторонник "героического пути". Мой идеал и ориентир - Юкио Мисима, его героическое, самурайское отношение к жизни, к истории), а также великолепного Константина Леонтьева (не того Леонтьева, которым восхищаются сегодняшние славянофилы, а иного, эстетского, почти уайльдовского). Кстати, Оскара Уайльда я также причисляю к своему пантеону, как и противоположного ему Бакунина". То есть формировалось определенное миросозерцание, определенное мировоззрение. Писались статьи о том, почему закрывают рок-клубы в Москве, о двадцатилетии панк-движения, о Жане Жене, о Селине, о Мамлееве, об Эволе, Геноне, о дадаизме. Наталья Медведева в одном из номеров писала, например, о наших "мурках": "Самый популярный тип женщины у нас на эстраде - мать-бандерша. Пугачева, Долина, Аллегрова, Распутина. Удивительно однотипны и удивительно популярны, все они принадлежат к типу мясистой крашенной знойной одесситки в радиусе 40 лет, мелкобуржуазной мещанки". Или Дугин в статье "С томиком Ницше на фронт культуры" отлично писал: "Когтем и зубом отомстим зазнавшемуся плебсу, вороватому снобу и сальному торгашу за оскорбленную, попранную культуру. Представляете сцену: русский профессор-филолог, после осмысления "Так говорил Заратустра", привязывает бритого братка к батарее подвала и читает ему историю Пунических войн, а потом - когда идиота прошибают слезы - пускает в помещение газ. Наши современники есть нечто, что следует преодолеть". Также публиковался угарные Sex-тренажер элитного партийца и Sex-тренажер элитной женщины партийца (тоже в своем роде современные мини-шедевры). В настоящее время на сайте НБП, помимо всего прочего, существует рубрика НБ-ART, где выложены картины нб-художников, выложена полезная литература (например, Морозов, Агурский, Нечаев, Савинков, Ги-Дебор, Устрялов), размещено творчество нб-групп, писателей и поэтов. Несмотря на все препоны со стороны власти, продолжают выходить книги Лимонова, написанные им уже в тюрьме, а это, в свою очередь, огромная заслуга издательства "Ультра.Культура" и Ильи Кормильцева (автора большинства текстов группы "Наутилус Помпилиус") в частности; проводятся концерты, выставки, литературные, поэтические вечера, где выступают как национал-большевики, так и люди искусства, симпатизирующие НБП (Витухновская, Емелин, Шаргунов и т.д.). В завершение данной работы, рассмотрев прошлое и настоящее и устремив взгляд в будущее, нам бы хотелось сказать: в идеале культурная составляющая национал-большевизма, аккумулировав все лучшее, что есть в мире культуры, и рекрутировав в партию самых достойных представителей из мира искусства, должна стать неким подобием щита и меча одновременно и выступить в защиту культуры от посягновений "не-культуры" или всяческих разновидностей "культурничества". Для большего понимания всего этого, приведем несколько цитат из эссе Ю. Мисимы "В защиту культуры", из эссе, которое сегодня для нас как никогда актуально, и которое желательно воспринимать как руководство к действию:
культура и культурничество
"Параллельно оскудению созидательной силы, разновидность культурничества стала важнейшим фактором формирования общественного мнения. Воистину, культурничество окутывает мир. Своими липкими руками оно хватается за обратную сторону каждого культурного феномена. В нескольких словах определяя культурничество, можно сказать, что это - одна из тенденций строить умозаключения на основе неких радостных обретений человечества, с кровью выдранных из культуры, подобно новорожденному из чрева матери. В этом плане культура становится безвредно красивым общим достоянием человечества, чем-то вроде фонтана посреди торгового центра". "Говоря о "защите культуры", мы представляем себе культуру, умершую до состояния музейности, и жизнь, умершую до состояния спокойствия под солнцем. Два этих момента объединяются в процессе почти химического соединения". "Культура существует не только в театральной форме Но; это и тот случай, когда лунной ночью у берегов Новой Гвинеи из воды появляется смертник, сошедший с "живой торпеды" и заносящий над головою меч; она включает в себя и многочисленные предсмертные послания из отрядов специального назначения (камикадзе); от изображений Будды в храме Тюсон до современной скульптуры, от аранжировки цветов и чайной церемонии до кэндо и дзюдо, от Кабуки до фильмов-боевиков о якудза, от дзэн до военной тактики, - все это имеет сопутствующее значение для пары "хризантема и меч", во всем проглядывается японская форма". "В настоящее время из формулы "хризантема и меч" выведен второй компонент, что и стало одной из особенностей современной японской культуры; возникла неограниченная эмоциональная расхлябанность. Во время войны был устранен элемент "хризантема", и ситуация качнулась в сторону обмана и лицемерия". "Культурничество позволяет всяческие лицемерия, пример чему - повторное издание "Хагакуре"". "Хасудо Есиаки критиковал "Войну на море" Нива Фумио и писал в своих заметках, что вместо того, чтобы в разгар военных действий писать о них, истинному литератору следовало бы заняться подноской патронов, - следовало бы еще раз глубоко задуматься над этим".
что защищать и как защищать?
""Защищать" выражает собой основной принцип меча. В действиях по защите чего-то обязательно присутствует опасность; даже при самозащите приходится обязательно отказываться от самого себя. Защищая мир необходимо постоянно быть готовым к насилию. Суровым фактом является то, что для защиты культуры необходима сила, применяемая для защиты всего прочего, и эта сила зависит от самого творца и охранителя культуры. Одновременно, мысль о том, что все конкретные действия и способы "защиты культуры" непременно должны быть мирными, является общим культурническим суеверием, разновидностью отрицательной женской логики". "Благодаря тому, что сама культура требует отрешения от своей индивидуальности, нам представляется удобный случай превзойти собственное "я". Следовательно, культура неизбежно указывает на необходимость отбросить эгоизм, охраняющий покой индивидуальности. В настоящее время защита мирной конституции, например, превратилась, в известной степени, в парчовый флаг классовой борьбы, хотя к борьбе это не имеет никакого отношения. Просто существуют эмоциональные пацифисты, оппортунисты, сторонники теории "мой дом - моя крепость", видящие во сне целостность личности, достигаемую путем отрицания любой борьбы, женские организации с их физиологическим неприятием войны и прочие". "Теоретически отвергая силу, приходится делать следующий шаг - искать подтверждение неэффективности силы, а это в действительности есть не что иное, как ряд душевных процессов разыгрывания демонстрации ужаса. Культура и гуманитарно-социальные ценности становятся синонимами. Таким образом, душевный механизм ужаса и врожденного эгоизма, таящегося в условиях культурничества, имеет результатом истерические сновидения, старающиеся не видеть силу других ради защиты собственного бессилия". "В процессе урбанизации группа безразличных, постепенно разрастающаяся в рамках среднего класса, ставит свои неотчетливые политические пристрастия в зависимость от привлекательно выглядящего пацифизма и грез социальной революции, и тенденция к сохранению баланса совести становится все более и более заметной".
совпадение созидания и защиты
"Бесплодная завершенность индивидуальности в культуре, не включающей момента самоотверженности, именуется "современностью". Таким образом, основания от обретения славы от уничтожения "я" лежат не в сиянии смерти уничтожаемого, но должны существовать в живом источнике силы (силы торжествующего взгляда), и если это и есть требуемое от продолжения жизни культуры, то само собой становится ясным - что нам следует защищать. Вполне естественно, что наблюдается слияние субъекта и объекта, когда созидание является защитой. Оба пути - просвещения и военного дела - есть идеология такого рода".
А. Райков